Климово. Статья А.Н. Фролова

Климово. Статья А.Н. Фролова

Еще немного цитат из второй статьи историка А.Н. Фролова про снесенные деревни Воскресенского района — «История исчезнувшей деревни-2», посвященной деревне Климово. Ссылку на первоисточник Вы найдете чуть ниже.

Ещё одной многолюдной и довольно самобытной деревней Воскресенского района, безжалостно принесённой в жертву фосфоритным карьерам, стала деревня Климово. Перед войной здесь насчитывалось 150 дворов. В отличие от Кладьково, Климово было снесено на 8 лет раньше, в 1972 году. Точно так же климовских обитателей расселили в посёлках Лопатинский и Фосфоритный, а от их родных мест после разработки карьеров уцелело только кладбище…

Как и Кладьково, Климово можно отнести к древнейшим селениям округи. В далёком четырнадцатом столетии деревня, как нам представляется, уже существовала… В Климове сохранилось очень интересное предание о татарском нашествии. Рассказывал его прадедушка Розы Макеевны Козочкиной. Татары из Батыева войска большим отрядом шли по здешним непроходимым лесам и болотам, они валили лес, прорубали просеки, а болота гатили гатями («лес роняли на клади»). Их путь пролёг от деревни Потаповской через Кладьково к месту, где позднее располагалась деревня Муравлёво. Здесь, якобы, на степняков напали большие крылатые муравьи и загрызли многих насмерть. Муравьиные кучи (муравейники) этих муравьев были размером с баню. Позднее тут появилась деревня, прозванная в память о случившемся Муравлёво (муравель — муравей в здешнем говоре).

Документально история деревни Климово прослеживается с 1577 года, когда в Коломенской писцовой книге 1577–78 гг. в вотчине Матвея Проестева упомянуты село Игнатьевское (позднейшее Игнатьево) и деревня Климова… Деревня Климова по описанию 1577–78 гг. выглядит достаточно крупным для этих мест селением, в ней стояло (пропорционально площади земельных угодий) приблизительно 14 дворов.

В конце семнадцатого столетия обитатели Климова уже довольно активно занимались выращиванием хмеля. В опубликованной Книге записной мелочных товаров за 1694 г. читаем, что Коломенского уезда деревни Климовой крестьянин Филипп Авдеев привёз в Москву для продажи кипу хмеля весом 11 пудов, ценой 9 рублей 30 алтын (алтын — 3 копейки или 6 денег) и заплатил пошлину 16 алтын 3 деньги. Покупали хмель обычно купцы «Медового ряда» для изготовления хмельных медов. В той же Книге есть записи о продаже хмеля крестьянами сёл Высокого (ныне город Егорьевск), Конобеева, Запонорья.

Деревянный храм … появился и в Климове. Здание церкви плотники срубили в 1741 году, а действующим храм стал в 1743-м. Климово и окрестные деревни долгое время входили в приход церкви Рождества Христова на погосте Усмерск (ныне село Барановское), и построенная климовская церковь получила такое же посвящение. Кроме главного престола в храме сделали ещё два придельных — в честь свято го Игнатия Богоносца и в честь святого Никиты Мученика. Прихожане сумели вернуть в свой новый храм старинную икону Игнатия Богоносца.

По данным исповедальной ведомости 1754 г. в селе Климове Коломенского уезда в приходе церкви Рождества Христова обреталось 40 дворов, из них двор здешнего священника Стефана Ефимова 37 лет, двор приписного дьячка Фёдора Павлова и 38 крестьянских дворов. Всего в ведомость внесены имена 239 человек мужского пола и 190 — женского. Климовский деревянный храм Рождества Христова числился в 1754 г в Зарецкой десятине Коломенской епархии. Помещицей в селе в тот же год указана генеральша Прасковья Тимофеевна Волкова. Поскольку в дальнейшем Климово станет известно как поголовно старообрядческое селение, отметим, что исповедальная ведомость 1754 года не застала в приходе ни одного «записного раскольника» («записные» платили двойной оклад), но уже тогда значительное количество климовских обитателей исповедь и причастие у новообрядческого священника проигнорировали, «за нерадением»… Церковь в 1763 году, 15 мая дозволено обшить тёсом, а также сделать над ней новую тесовую крышу. Колокольни не имелось — колокола висели на столбах. Иконостас в церкви был «низкой работы», стены в алтаре и церкви «без всякого украшения», «за неимением в должных местах окон церковь была темна».

В Списках населенных мест Российской империи (сведения 1859 г.) Климово названо владельческим (помещичьим) сельцом, в нём 114 дворов, 400 душ мужского пола, 238 — женского. Отмечена старообрядческая моленная. Рядом находилось возрожденное Игнатьево (тоже сельцо) 22 двора и 126 жителей, причем сказано что «часть этой деревни (имеется в виду Игнатьево) принадлежит вольноотпущенным крестьянам, приписавшимся в мещане».

Как мы узнаем из других источников, климовский помещик князь Василий Васильевич Вяземский (именно ему принадлежала значительная часть села в середине XIX века) был редкостным подонком… Со своими климовскими верноподданными князь проделал скверную шутку — за 5 лет до отмены крепостного права в 1855 году продал всю их землю купцу Клопову, а крестьянам выдал отпускные… В результате, в Климове сложилась совершенно ненормальная ситуация. Здешние крестьяне остались без всяких средств к существованию — земля, которую их предки отвоевали у леса и возделали, земля, которую крестьяне считали своей по Божьему праву, эта земля, в результате скотства помещиков Вяземских, оказалась собственностью купца и за право возделывать свою же пашню, за возможность косить сено на своих же лугах, климовцы должны были платить немалые деньги. Скоро выяснилось, что платить аренду могут не все. Люди стали уезжать. Всего, по данным 1876 года, в деревне оставалось 97 дворов, из них 70 дворов безземельных мещан, а к крестьянскому сословию оставались приписанными только 27 дворов. Значительная часть обездоленных климовцев после произошедшего в селе большого пожара переселилась за 7 вёрст в новую деревню Черкасскую (ныне — деревня Новочеркасское). Климовские погорельцы по воспоминаниям стариков и стали основным ядром населения Новочеркасской… В 1906 году оставшиеся климовские обитатели подали прошение Съезду крестьян-старообрядцев, в котором описывали свои горькие злоключения, связанные с земельным вопросом и просили помощи… Как нетрудно догадаться, этот, без всяких преувеличений, крик души остался без каких-либо последствий, и вплоть до революции 17-го года львиная доля климовской земли так и оставалась собственностью купеческого семейства Клоповых.

Всего, по данным 1899 г. купец Василий Дмитриевич Клопов владел во всей Усмерской волости 1349 десятинами, а за купеческой вдовой Татьяной Фёдоровной Клоповой с детьми числилось в той же волости 1138 с лишним десятин земельных угодий. А сын Василия Дмитриевича — Агафон, по данным егорьевского краеведа В.И. Смринова, владел в Егорьевском уезде 7860 десятинами. Купец Агафон Васильевич Клопов обосновался к югу от Климова, на речке Медведке он построил сразу две небольших фабрики — пуговичную и красильную, а рядом для летнего отдыха воздвиг деревянную двухэтажную дачу. Возникшее фабричное местечко получило название Власово по имени бывшей здесь ранее пустоши. В 1915 г. рабочие на клоповских фабриках взбунтовались и разгромили производственные помещения. Владелец (про него рассказывали, что он был парализован и передвигался по фабрике на коляске) с семьей уехал в Москву, а позднее за границу. После революции в 1923 году в местечке Власово начал функционировать рудник, где открытым карьерным способом добывали фосфоритную руду. Ныне в этом месте посёлок Фосфоритный (в народе — Егорьевский рудник). На железнодорожной ветке Воскресенск-Егорьевск рядом с рудником открыли остановку Рудничная, именно с нее климовские обитатели стали выезжать по своим делам в городские центры, вплоть до Москвы. До Рудничной ходили обычно пешком, за два с лишним километра, через лес.

Церковь в Климове, как и все остальные старообрядческие храмы Воскресенского района, в 1930-е годы закрыли. Последним дослуживал отец Тимофей Никитич Рязанов, 1869 года рождения. После закрытия какое-то время климовцев окормлял священник отец Мартиниан (или, как его звали в народе, отец Мартьян), из соседнего Чёлохово. Здание церкви, выкрашенное жёлтой краской, стояло под замком, а ключ хранился у председателя сельсовета. Иконы в 1941 году ещё были целы. Позднее, в 1949 г. церковное здание разломали, а бревна перевезли для строительных нужд в село Карпово. Как это часто бывало со старообрядцами, климовская община продолжила свое существование и после уничтожения храма, но уже на полуподпольном положении. Собирались, молились на дому, антиминс хранился в доме Бунтушкиных…

В Климове имелась своя начальная школа. Самую первую школу в деревне открыли еще в 1898 году как церковно-приходскую (от Владимирской церкви села Осташёва). По данным 1909 года в ней училось 57 детей. Позднее, уже в 30-е годы школа располагалась в доме Леонова. Запомнились климовцам приезжие учителя: Бобкова Мария Николаевна, дочь священника, родом из Суздаля и Сытина Мария Николаевна (сноха Семёна Сытина). Учились у себя в Климове до четвертого класса, дальше надо было ходить в Кладьково, там открылась семилетка. С 1917 года более 30 лет в Климовской начальной школе отработала заслуженная учительница РСФСР Туманова Анна Евстигнеевна…

Великая Отечественная война, мужиков забрали 22 июня прямо с поля, босиком. Они в тот день сажали картошку на Озёрке (название климовского поля в сторону Осташёво, низко было, поэтому сажали поздно). Кого взяли в июне 41-го — те почти все сразу и сгинули, на одних пришли похоронки, на других — извещения, что пропали без вести. Всего за всю войну из деревни забрали 136 мужиков и парней, из них вернулось примерно человек 15… Самолеты немецкие летали над Климовом осенью 41-го года, один раз немец снизился и дал пулемётную очередь по работающим в поле людям (это была всё та же Озёрка, убирали картошку, посаженную 22 июня), но промахнулся. Ноябрь 41 года, люди из многих деревень, в том числе из Климова, работали в Неверово, копали окопы на берегу Москвы-реки, морозы тогда стояли 40–42 градуса…

После войны, а вернее сказать, после смерти Сталина, жизнь в деревне стала потихонечку налаживаться. В 50-е годы в климовский клуб собиралось по 400 человек, приезжала молодежь из Чёлохова. В Климове работал драмкружок, ставивший пьесы «Медведь», «Стряпуха» и другие и выступавший нередко совместно с кладьковским хором, где были знаменитые запевалы Рабина Анюша и Рабин Андрей Эммануилович, они ездили выступать в Москву и другие города России…

В 1972 году с мая по ноябрь начали сносить деревню Климово из-за раскопок карьеров. Коньков Борис купил ружье, буду, говорит, один жить в деревне, никуда отсюда не поеду, пришлось выгонять его с помощью милиции. Свои деревенские бревенчатые дома жители пробовали продавать (для последующей разборки и перевозки в другое место), но их никто не покупал, приходилось продавать задёшево. Людям давали квартиры в многоэтажных домах. Климовский дом на Лопатинском руднике — улица Андреса (Советская улица раньше называлась), дом 15, а дом 13 — Кельинский (деревню Кельино сносили в 1971 году), оба хрущёвки, квартиры плохие. Кладьковским же дали хорошие квартиры (два дома им построили — у озера и у воинской части), их сносили позже, все кладьковские оказались вместе на Лопатинском руднике, а климовские — один дом на Фосфоритном, один дом — на Лопатинском».

Читайте полную статью А.Н. Фролова «История исчезнувшей деревни-2»:

http://ilschool-guslicy.ru/a12-frolov-an-klimovo.-istoriya-istcheznuvshei-derevni.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *