Кладьково
Привожу небольшие выдержки из статьи воскресенского краеведа-историка Андрея Николаевича Фролова «Кладьково. История исчезнувшей деревни». Ссылку на первоисточник Вы найдете чуть ниже.
Деревня Кладьково изначально входила в состав коломенской волости Усть-Мерска и по ряду косвенных данных существовала уже в XIV столетии. Первое известие о деревне Кладьково донесли до нас Коломенские писцовые книги за 1577-78 гг. Более ранние документальные свидетельства её истории не сохранились. По рассказам старожилов в старину у Кладьково имелось ещё два названия – Торбаевка и Серково….
Первоначально деревня стояла на речке Медведке, а позднее её перенесли к северу, сначала в район позднейшего урочища Серково, а еще через какое-то время – в то место, на котором она и располагалась многие столетия, вплоть до рокового 1980 года….
В среднем, на момент переписи 1577-78 гг. на один крестьянский двор в левобережной «зарецкой» части Коломенского уезда приходилось 4 чети обрабатываемых пашенных угодий в одном поле, не считая перелога (а по трехполью – 12 четей или 6 десятин). Следовательно, приблизительное количество дворов в деревне Кладьково на 1577-78 гг. мы можем определить, поделив 78 на 4. Получится примерно 19 дворов. Для того времени деревня в 19 дворов являлась очень большой, тогдашние деревни обычно состояли из двух-трех, а иногда и из одного крестьянского двора. Многодворные деревни обычно являлись самыми древними в округе. Отсюда крепнет наша уверенность, что деревня Кладьково существовала уже в XIV столетии….
В середине 19-го столетия (Указатель К. Нистрема) Кладьково числилась сельцом, следовательно, в ту пору здесь располагалась помещичья усадьба. Можно предполагать, что построена она была ещё предыдущими владельцами – Трубецкими и что в ней никто не жил. По имени давно умершей помещицы Марьи Трубецкой деревня даже иногда звалась Марьино. По Указателю Карла Нистрема за 1852 г. в сельце «Кладьково, Марьино тож» за полковницей Анной Францевной Черевиной числилось 145 крестьянских дворов, 465 душ мужского пола и 481 – женского, итого 946 обитателей….
Вся деревня была почти сплошь старообрядческая, к господствующему вероисповеданию здесь принадлежало лишь две фамилии. В Кладькове имелась своя деревянная моленная. Время её первоначальной постройки неизвестно.
В 1929 году в ходе районирования Московской области на землях ряда волостей Бронницкого и Коломенского уездов был образован новый Воскресенский район с центром в пристанционном поселке Воскресенск. На базе имеющихся единоличных хозяйств власти начали формировать по деревням и сёлам коллективные хозяйства – сокращенно колхозы. Помимо колхоза в деревне продолжало работать пуговичное производство. В 1930-е годы в Кладькове открыли школу-семилетку. Начальная же школа располагалась на Хуторах (одна из здешних улиц) в трёх избах раскулаченных крестьян Котовых. Появился здесь и свой клуб…
Ещё одной отдушиной для колхозников стало хоровое пение. Петь в Кладькове любили и знали в этом толк. Воскресенская районная газета «Коммунист» в № 49 от 30 марта 1947 г. в заметке о смотре сельской самодеятельности сообщала: «Хоровой коллектив Кладьковского колхоза надо отметить как лучший в районе. В нем участвуют 25 человек и притом не только молодежь, но и пожилые колхозники и колхозницы…
Во время Великой Отечественной войны, когда почти все кладьковские мужчины и парни ушли на фронт оставшимся в колхозе женщинам, старикам и подросткам пришлось очень и очень лихо. Уделом их стали постоянное недоедание (фактически голод) и тяжелый, непосильный физический труд. Помимо полевых работ приходилось работать зимой на лесозаготовках. Всю войну зерна на трудодни не давали ни грамма. Работающим в колхозе на карточки давали (точнее продавали по низкой государственной цене) по 400 граммов хлеба в день, на неработающих в колхозе и прочих иждивенцев и детей хлеба не давали вовсе. Матери на полях или в овощехранилище украдкой прятали в своей одежде кое-что из съестного и несли домой – накормить голодных детей. Весной 42-го года пахали на быках, так как почти всех лошадей из колхоза забрали на войну… Немецкие самолеты в начале войны летали над Кладьково довольно часто. Они почему-то появлялись обычно с северо-востока, может быть возвращались с бомбежки Горького или Шатурской ГРЭС. Вражеские истребители, не упускали случая снизиться и с бреющего полета обстрелять жителей, если те не успевали укрыться. Ощущение, когда на тебя с ужасным ревом летит чёрный вражеский самолет – мягко говоря, не из приятных. Маленьким же детям было особенно страшно. Однажды немец уже начал снижаться и группа деревенской детворы бросилась врассыпную, пытаясь укрыться от него кто, где сможет. А потом вражеский самолет открыл по детям огонь из пулемётов и двое кладьковских ребятишек, мальчик и девочка, оба «ростом с обеденный стол» (то есть 4-5 лет), были прошиты пулями. Клавдия Степановна Железкина (тогда девочка 8 лет) видела это своими глазами, она и сама бежала в укрытие, но пули её миновали. Мальчика звали Женя, а имя девочки она уже не помнит. Дети были ещё живы, их успели отвезти в Барановскую больницу, в больнице они вскоре умерли от ран. Точно так же 12 октября 1941 года фашистский стервятник убил двух маленьких детей в деревне Чемодурово. После этого случая в Кладькове стали возводить укрытия от вражеских самолетов, жители их называли окопами…
Примерно в 1960 году властями было принято решение о будущем сносе Кладьково из-за планируемого расширения карьеров по добыче фосфоритной руды. Большую многолюдную деревню одним росчерком пера приговорили к смерти. Отныне в Кладькове не прописывали, запрещали жителям строить новые дома, не давали официального разрешения на ремонт и перестройку старых. Вначале ещё разрешали продавать дома (проданные деревянные дома разбирали по брёвнышку и увозили в другие места), но потом и это запретили. Люди научились жить «одним днем», не строя планов на будущее, со смутной тоской ожидая грядущего сноса. Многие, не дожидаясь, уезжали из родных мест сами. Так продолжалось без малого 20 (!) лет. В 1979 году жителей деревни стали переселять в квартиры, несколько «кладьковских» домов власти построили в поселках Фосфоритный и Лопатинский. Пожилые люди покидали насиженные места со слезами. А летом 1980 года деревня Кладьково «попала под стальные зубья шагающих экскаваторов Лопатинского рудника».
Читайте полную статью А.Н. Фролова «Кладьково. История исчезнувшей деревни»: